Закон р ф о выборах наблюдатели

Наблюдатель — это представитель партии или зарегистрированного кандидата, который в течение дня выборов находится на избирательном участке и следит за законностью процесса ания и подсчета .

Однако, как рассказал The Village координатор движения «Голос» Дмитрий Нестеров, «в широком смысле — это любой общественный или партийный контролер со статусом наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса или представителя СМИ».

Кто может стать наблюдателем

Стать наблюдателем может любой совершеннолетний гражданин. Для этого не требуется специального образования, сообщает сайт «Гражданин наблюдатель». Наблюдателями могут стать и те, кто постоянно проживает за рубежом или имеет второе гражданство.

Не могут стать наблюдателями, согласно закону, выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов РФ, мэры, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены.

Не поздно ли становиться наблюдателем?

По закону, регистрация в реестре наблюдателей завершается за три дня до выборов. В этот день представитель партии, кандидата передает документы избирательной комиссии — новых наблюдателей уже не регистрируют.

А если вы переживаете, что места уже заняты — не переживайте. Волонтеров всегда не хватает, об этом заявил Znak.com координатор «Голоса» в Свердловской области Александр Грезев. Кроме того, в последнем докладе Уполномоченной по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой было обозначено, что на выборы губернатора пришло неожиданно мало наблюдателей.

Как стать наблюдателем

Поскольку наблюдателей на избирательные участки направляют участвующие в выборах партии и кандидаты, можно обратиться к ним напрямую.

Для этого достаточно найти в Сети контакты регионального отделения партии и связаться с ними. Вам не обязательно состоять в партии.

Однако, предостерегает The Village, партия может предъявить к вам некие требования, чтобы обеспечить вовлечение в наблюдательскую деятельность сторонников.

Самый простой путь — обратиться в одну из общественных организаций «Гражданин наблюдатель», «Голос», «Сонар» или «Россия выбирает». НКО не могут направлять наблюдателей от своего имени с 2005 года, но могут взять на себя переговоры с партиями. Чтобы вы могли стать независимым наблюдателем, которому партия не предъявит никаких требований.

Согласно закону, полномочия наблюдателя должны быть зафиксированы в письменной форме в направлении, выданном партией или кандидатом. В направлении должны быть:

  • ФИО наблюдателя,
  • адрес его места жительства,
  • номер избирательного участка,
  • наименование избирательной комиссии, в которую он направляется,
  • запись об отсутствии ограничений (вам есть 18, вы гражданин РФ, не депутат, не судья и т.д.).

архив 66.RU

Направление нужно отнести в вашу избирательную комиссию за день до ания, либо непосредственно в день ания. Не забудьте паспорт — направление действительно только при его наличии.

Как подготовиться?

И в НКО, и в партиях вас ждет 1,5–2-часовое обучение тому, как быть наблюдателем, рассказывает Znak. Дополнительно можно прочитать 248-страничный «Справочник краткосрочного наблюдателя».

В партиях рассказывают, что они тоже учат по методичкам «Голоса». Отдельно нужно изучить Избирательный кодекс.

Можно почитать публикации в СМИ о том, какие были нарушения на прошлых выборах и не было ли их на вашем участке, чтобы заранее быть готовыми к чему-то подобному.

На участке необходимо оставаться до конца подсчета и заполнения протокола, иначе все было бессмысленно. Будьте готовы, что в крайних случаях вы задержитесь до утра, поэтому хорошо выспитесь накануне.

Могут ли меня заставить уйти с участка?

Нет. С 2016 года для этого требуется решение суда, а раньше комиссия могла удалить наблюдателя собственным решением, сообщает Znak. Представитель комиссии, вероятно, поедет с заявлением в суд, который рассмотрит документ незамедлительно.

Пока это не очень распространенное явление, с которым почти никто не сталкивался на практике.

Как рассказывают наблюдатели, в УИКах знают о негласном распоряжении главы Центризбиркома Эллы Памфиловой о том, что наблюдателей лучше не трогать без причины.

Что я могу делать на участке

У наблюдателя есть право следить за всеми действиями сотрудников избирательной комиссии, на которой он работает, следить за подсчетом , составлением протокола с результатами ания, подавать жалобы на все нарушения, получить заверенную копию протокола, а также проводить фото- и видеосъемку, предварительно сказав об этом УИК, объясняет Znak.com.

Особое внимание стоит обратить на вбросы бюллетеней, многократное ание одних и тех же людей («карусели»), а также переписывание итоговых протоколов участковых комиссий, уточняет The Village.

— Самое важное — это распознать и правильно зафиксировать, что произошло противозаконное деяние, привлечь внимание председателя комиссии и дежурящего на участке сотрудника полиции, потребовать задержать нарушителя.

В реальности при фальсификациях председатель участковой комиссии обычно сам вовлечен в их организацию, и потому он будет скорее мешать фиксации или предотвращению фальсификации. Не всегда и сотрудники полиции оказываются на стороне закона.

Но даже в этом случае сработает публичная огласка нарушения.

Что делать нельзя

Главное — не трогайте и не заполняйте чужие бюллетени. Даже если старенькая слепая бабушка просит вас заполнить ее бюллетень. Нельзя.

Согласно закону, наблюдатель не может:

  • выдавать избирательные бюллетени
  • расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня
  • заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень
  • совершать действия, нарушающие тайну ания
  • принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса
  • совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии
  • проводить предвыборную агитацию среди избирателей
  • участвовать в принятии решений избирательной комиссией

В этом всем действительно есть смысл?

Наблюдатель не только поддерживает законность (а значит легитимность) выборов, но и влияет на общественное отношение к выборам.

— Обеспечение открытости и гласности выборов не представляется возможным в отсутствие наблюдателей на участках. Присутствие наблюдателей — это то, благодаря чему уровень доверия к российским выборам не достиг отрицательных значений.

Дмитрий Нестеров рассказал The Village, что в реальной практике были случаи, когда присутствие наблюдателей «позволяло получать мандаты по меньшей мере части независимых от власти депутатов». Кроме того, присутствие наблюдателей вынудило ряд регионов отказаться от массовых фальсификаций, после того как они были пойманы с поличным.

Источник: https://66.ru/news/politic/209199/

Главы Центризбиркома и Общественной палаты Элла Памфилова и Валерий Фадеев подписали соглашение о сотрудничестве. Такое документ необходим, чтобы начать работу по подготовке наблюдателей новой формации — представителей общественности. В ЦИК, например, не сомневаются, что любой россиянин сможет возложить на себя такие полномочия.

Для наблюдателей придумают курсы

В Госдуме сейчас рассматриваются поправки в Закон «О выборах Президента РФ», согласно которым наблюдать за выборным процессом разрешат представителям Общественной палаты России и общественных палат регионов.

Документ, который внесли в палату глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, был принят в первом чтении 15 ноября. Читайте по теме

«Присутствие наблюдателей на выборах — важнейшее условие выборного процесса, ведь именно общественные палаты в регионах концентрируют в своих составах незаурядных личностей», — отметила Элла Памфилова.

По её мнению, принятие поправок станет важным шагом, который позволит совместными усилиями создать под эгидой федеральной Общественной палаты полноценный механизм общественного наблюдения на выборах. Важно, отметила глава ЦИК, что общественные палаты не политизированы.

Это подтвердил и Валерий Фадеев. По его словам, общественные палаты не могут участвовать в политической конкуренции, а выборы — это конкуренция.

«Хорошо, что за этой конкуренцией будет наблюдать общество и следить, чтобы она была максимально честной», — добавил глава Общественной палаты. Он сообщил, что будет создана рабочая группа, которая выработает систему обучения для будущих наблюдателей и критерии их отбора.

По мнению Памфиловой и Фадеева, наличие соглашения особенно важно накануне выборов президента в 2018 году. Всего к этому времени планируется подготовить порядка 100 тысяч общественных наблюдателей для 95 тысяч избирательных участков. Кроме того, глава ЦИК рассказала, что её ведомство планирует создать отдельный обучающий курс для наблюдателей при ании на дому.

Совершенствовать избирательное законодательство нужно для того, чтобы повышать представительный характер власти на разных уровнях.

Один из авторов изменений в закон сенатор Андрей Клишас подчеркнул, что в России хорошее избирательное законодательство, но его нужно совершенствовать.

«И вопрос сейчас стоит не в том, чтобы граждане могли принять непосредственное участие в наблюдательном процессе.

В центре нашего внимания — взаимодействие с комиссиями и повышение доверия граждан к выборному процессу». — считает парламентарий.

Он подчеркнул, что хорошее государство не то, где не нарушаются права, а то, где эффективно действуют механизмы восстановления нарушенных прав. «Совершенствовать избирательное законодательство нужно для того, чтобы повышать представительный характер власти на разных уровнях», — добавил сенатор.

Его поддержал член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Виктор Пинский. Депутат рассказал, что в Госдуму поступил законопроект, который вносит изменения в правила использования герба РФ: «Его можно будет использовать в помещениях для ания, а также наносить на урны для бюллетеней».

Журналист на выборах — желанный гость

Накануне депутаты от думской фракции ЛДПР — зампред палаты Игорь Лебедев и председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов подготовили свои изменения ко второму чтению поправок в Федеральный закон «О выборах Президента РФ». Они предложили назначать наблюдателей не только от общественных палат, но и от СМИ, причём всех уровней. Читайте по теме

На это Элла Памфилова отреагировала с удивлением, напомнив, что сейчас журналисты в России практически и так имеют статус наблюдателей, так как правила аккредитации для представителей СМИ в нашей стране вполне либеральны. По словам председателя Центризбиркома, у всех желающих представителей средств массовой информации, которые хотят присутствовать и наблюдать за ходом выборов, есть для этого максимальные возможности.

Что касается иностранных журналистов, то для них тоже двери избирательных участков открыты. Глава ЦИК почеркнула, что принятие закона о СМИ-иноагентах не препятствует работе на участках представителей зарубежной прессы.

«Пока предварительно могу сказать, что на проблему аккредитации принятие закона о СМИ-иноагентах не влияет», — сказала Памфилова. Она напомнила, что существует механизм аккредитации в МИД иностранных СМИ, а также механизм аккредитации в ЦИК: «Если СМИ считается международным, если его аккредитует МИД, то никаких проблем у него не будет точно».

В целом же Памфилова не сомневается, что участие в наблюдении за выборами может стать своеобразным социальным лифтом для молодых людей, а также даст им возможность потом найти работу в избирательной системе России.

Кто такие наблюдатели на выборах сейчас:

  •  Наблюдателем может быть гражданин РФ, старше 18 лет;
  • Состоять в какой-либо политической партии наблюдателю не обязательно;
  • Наблюдатель не может быть членом избиркома, депутатом, занимать высшие выборные должности или находиться в непосредственном подчинении таких должностных лиц, а также быть судьей или прокурором;
  • На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата;
  • На избирательных участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций;
  • Основная обязанность наблюдателя — проследить за соблюдением закона при проведении ания и подсчёта . Если будут нарушения, то наблюдатель должен постараться их пресечь или зафиксировать на фото или видео;
  • Наблюдатель может обращаться к председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями по вопросам организации ания;
  • Наблюдатель может обжаловать действия комиссии в избирательную комиссию региона, в ЦИК или в суд;
  • Наблюдатель не имеет права: выдавать избирателям бюллетени, расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней, заполнять за избирателя бюллетени, нарушать тайну ания, совершать действия, препятствующие работе комиссии.

Источник: https://www.pnp.ru/politics/lyuboy-rossiyanin-smozhet-byt-nablyudatelem-na-vyborakh.html

Закон о выборах в РФ

​​В России республиканская форма правления, следовательно, высшие органы власти избираются. РФ относится к смешанной республике, где большую роль играет и парламент, представленный Федеральным Собранием, и Президент. Основные положения, связанные с процедурой выборов, прописаны в Конституции, но более подробно раскрыты в ряде Федеральных Законов.

Нормативное регулирование выборов

Для нормативного подхода в законотворческом процессе характерно принятие акта уполномоченными лицами, а затем внесение в него корректировок. В связи с этим в России почти все законы стоит изучать с изменениями и дополнениями.

Когда происходит серьезное изменение в порядке или каком-либо процессе — принимается новый ФЗ, в котором используются положения предыдущего. На текущий момент в Российской Федерации выборы регулируются перечнем законодательных актов. Рассмотрим подробнее положения каждого из них.

19-ФЗ о выборах Президента РФ

Согласно данному нормативному акту, в России проходят демократические выборы, на которых избирается глава государства. У Президента перечень полномочий, прописанный в Конституции.

Отметим, что основная задача человека, находящегося на должности — определение внутренней и внешней политики государства.

Наряду с этим, он является верховным главнокомандующим и представителем страны на международной арене.

19-ФЗ был принят в 2003 году, рассмотрим основные положения документа по главам:

  1. Глава 1. Общие аспекты, связанные с проведением демократических выборов в России, а также принципы финансирования предвыборных кампаний;
  2. Глава 2. Формирование и деятельность избирательных комиссий, в том числе ЦИК. А также описывается роль и задачи иностранных наблюдателей;
  3. Глава 3. Организация избирательных участков, правила создания списков лиц, имеющих право голоса. Там же описана процедура организации ания для россиян, находящихся за пределами страны;
  4. Глава 4. Принципы и возможности участия политических партий в выборах Президента;
  5. Глава 5. Процедура выдвижения кандидатов — самостоятельная или от политической партии. Отметим, что выдвиженцам от парламентских партий не требуется сбор ;
  6. Глава 6. Описание того, кого можно считать кандидатом, а также условия снятия человека с заявки;
  7. Глава 7. Порядок проведения агитационных мероприятий;
  8. Глава 8. Финансирование выборов, принципы отчетности;
  9. Глава 9. Описывает мероприятия, проводимые в день ания, а также процедуру подсчета и определения итоговых результатов;
  10. Глава 10. Посвящена правилам и традициям вступления в должность нового Президента.

Читать так же:  ​​Права беременных на работе по Трудовому Кодексу

Две последние главы связаны с процедурой обжалования итогов ания и подведением резюме по всем положениям ФЗ.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

67-ФЗ об избирательных правах

В нормативном акте указаны категории граждан, которые вправе избираться и быть избранными в высшие органы власти РФ. Право участия в ании есть у людей, соответствующих следующим критериями:

  • дееспособны;
  • старше восемнадцати лет;
  • гражданство РФ.

Что касается права быть избранным, например, Президентом, то оно есть у граждан России старше тридцати пяти лет. К выдвижению не допускаются:

  1. Лица с двойным гражданством;
  2. Граждане, осужденные в прошлом за тяжкие преступления;
  3. Люди с непогашенной судимостью или занимающиеся общественными работами в связи с наложением административной санкции.

В 67-ФЗ уточнены принципы демократических выборов и сделан акцент на том, что никто и ничто не вправе оказывать влияние на волю человека.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

20-ФЗ о выборах депутатов в Государственную Думу

В России помимо выборов Президента проходят и ание за депутатов нижней палаты парламента. Принцип избрания базируется на партийных списках, то есть граждане голосуют за партию, а далее в соответствии с процентом набранных распределяются места в Государственной Думе.

Структурно Федеральный закон № 20 выглядит так:

  • глава 1 — общие положения;
  • глава 2 — избирательные округа;
  • глава 3 — избирательные комиссии;
  • глава 4 — наблюдатели из других стран;
  • глава 5 — политические партии;
  • глава 6 — выдвижение кандидатов;
  • глава 7 — статус кандидатов;
  • глава 8 — информирование население и агитационная программа;
  • глава 9 — финансирование;
  • глава 10 — ание;
  • глава 11 — подведение итогов.

Как видно, по структуре и содержанию 20-ФЗ схож с 19-ФЗ, связанным с выборами Президента. Наибольшая разница — принцип и порядок выдвижения кандидатов.

Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

131-ФЗ о местном самоуправлении

В 131-ФЗ описаны принципы самоуправления в Российской Федерации, а также правила формирования местных органов власти. В первой главе описаны понятия, термины и полномочия муниципалитетов.

Читать так же:  Пускают ли в реанимацию близких родственников?

Вторая и третья главы посвящены спектру вопросов, которыми занимается местное самоуправление и в соответствии с какими принципами осуществляется управление.

Особого внимания заслуживает одиннадцатая глава, в которой описаны особенности формирования местных органов в разных субъектах России, а также в особых местах и зонах, например, в наукоградах, в «Сколково» или в свободном порту г. Владивостока.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

5-ФКЗ о референдуме

Федеральный конституционный закон о референдуме был принят в 2004 году, он описывает основные принципы и правила проведения всеобщего ания в РФ. К ключевым принципам референдума относятся:

  • равенство голосующих;
  • свободное участие;
  • прямое изъявление воли.

Все граждане России вправе принять участие в референдуме. Голос каждого равен одному, независимо от расы, полы, религии или социального статуса.

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

Муниципальные выборы

23 статья 131-ФЗ посвящена понятию муниципальных выборов. В законе уточнено, что федеральный орган власти устанавливает не только гарантию проведения выборов, но и ряд других важных аспектов:

  1. Порядок проведения ания и назначения кандидатов;
  2. Выбор и определение избирательной системы;
  3. Условия попадания в списки избираемых и избирателей.

Сроки проведения выборов назначаются органом, уполномоченным на это в соответствии с муниципальным уставом.

В муниципальных выборах вправе принимать участие граждане РФ, достигшие совершеннолетия. Они могут не только избирать, но и быть избранными. Отметим, что стать главой органа местного самоуправления вправе россиянин достигший двадцати одного года.

Изменения в федеральных законах о выборах

Серьезные корректировки коснулись 67-ФЗ в 2017 году. Статья 33 нормативного акта была дополнена правилами привлечения и использования иностранных финансовых ресурсов при проведении агитации.

В этот же закон была внесена корректировка, связанная с избирательными участками — решение о месторасположении должно быть принято не позднее, чем за семьдесят дней до выборов.

В 2017 году было принято два Федеральных Закона (103 и 104), отражающие изменения в избирательном процессе. К базовым корректировкам относятся:

  1. Механизм ания по месту пребывания. Если гражданин в день выборов не находится по месту прописки, то он вправе зарегистрироваться на иной участок. Нововведение упразднило открепительные талоны и досрочное ание;
  2. Избирательные участки, сформированные сроком на пять лет, будут считаться безвременными, то есть существовать бессрочно;
  3. Корректировка подписных листов, в которых сократилась графа, связанная с адресом прописки.

Ужесточились и меры наказания за нарушение процедуры выборов, например, за повторное ание, предумышленную подачу фальшивых бланков и так далее.

В России, как в демократической стране с республиканской формой правления, на регулярной основе проходят выборы в высшие органы власти. Базовые принципы назначения и проведения выборов прописаны в Конституции, а подробно разъяснены в Федеральных Законах. Базовым документом, регулирующим проведение выборов Президента, является 19-ФЗ.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-o-vyborah-v-rf.html